Ученые превратили древесину в прозрачное «стекло»

Ученые превратили древесину в прозрачное "стекло"© Фото: Zhu et al . / Advanced Materials 2016

МОСКВА, 17 мая – РИА Новости. Химики из университета Мэриленда нашли простой способ сделать древесину прозрачной и превратить ее в материал, похожий по свойствам и даже превосходящий стекло и пластик, используя щелочи и эпоксидную смолу, говорится в статье, опубликованной в журнале Advanced Materials.

Лянбин Ху (Liangbing Hu) из университета Мэриленда (США) и его коллеги смогли реализовать мечту многих сторонников «зеленых» технологий и биоразлагаемых материалов, используя крайне простые методы и материалы, которые известны человеку уже как минимум столетие, «осветлив» древесину и придав ей свойства стекла и прозрачных пластиковых материалов.

По словам ученых, изготовление этого «древостекла» происходит в два этапа – сначала брусок древесины проводит несколько часов в особой «ванне» из гидоксида натрия, других щелочей и иных молекул, которые растворяют лигнин – самую твердую и «несъедобную» часть древесины.В результате этого дерево превращается в своеобразную губку из целлюлозы, поры в которой представляют каналы, по которым вода и питательные вещества поступали в клетки растений, и те места, где раньше располагались волокна лигнина.

Эти «дырки» заполняются эпоксидной смолой – одним из первых видов пластмасс и синтетических клеев, когда-либо созданных человеком. Эпоксидная смола прозрачна и хорошо пропускает через себя свет, благодаря чему каналы в древесине, заполненные этим полимером, превращаются в своеобразные световоды, пропускающие свет во всех направлениях.

По словам химиков, подобная конструкция, благодаря особым светопреломляющим свойствам эпоксидной смолы, пропускает через себя примерно 90% света, что сопоставимо с обычным стеклом и его пластиковыми аналогами.

У подобного «древостекла» есть целый ряд преимуществ по сравнению с его конкурентами. Как отмечают ученые, такое стекло не бьется, оно хорошо разлагается бактериями и другими микробами при попадании в почву.

Вопросы вызывает стоимость таких стекол – подобное выщелачивание лигнина является достаточно дорогим и трудоемким процессом, а эпоксидная смола стоит заметно дороже, чем многие другие пластмассы. Кроме того, толщина подобного «древостекла» пока не может быть меньше сантиметра и больше десяти сантиметров, что ограничивает его применение на практике. С другой стороны, Ху и его коллеги обещают решить эти проблемы в скором времени и дать человечеству возможность жить в полностью древесном окружении.

Источник: ria.ru